С 2016 ГОДА ДАННЫЙ САЙТ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ САЙТОМ МКОУ ПЕТРОВСКАЯ СОШ
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Горячая линия по вопросу нарушения законодательства
о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
ВНИМАНИЕ! Работает горячая
линия по вопросу нарушения законодательства о защите детей от
информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
В Управлении Роскомнадзора по Воронежской области по вопросу нарушения
Законодательства о защите детей от информации, причиняющей вред их
здоровью и развитию на информационных сайтах, зарегистрированных в
качестве средства массовой информации организована горячая линия.
Тел.: (473) 252 28 60; адрес электронной почты:
rsoc36@rsoc.ru,
адрес Управления: г. Воронеж, ул. Куцыгина, д. 29 а.
Часы работы понедельник - пятница с 09.00 до 17.00.
Ответственный: главный специалист-эксперт Фролова М.В.Рекомендации по безопасности
использования сети Интернет детьми.
Рекомендации по безопасности использования сети Интернет детьми.
1. Посещайте Интернет вместе с детьми.
Поощряйте ваших детей делиться с вами их успехами и неудачами в деле
освоения Интернета.
2. Объясните детям, что если в Интернете что-либо беспокоит их, то им
следует не скрывать этого, а поделиться с вами своим беспокойством.
3. Объясните ребенку, что при общении в чатах, использовании программ
мгновенного обмена сообщениями (типа ICQ, Microsoft Messenger и т.д.),
использовании Online-игр и других ситуациях, требующих регистрации,
нельзя использовать реальное имя, помогите вашему ребенку выбрать
регистрационное имя, не содержащее никакой личной информации.
4. Объясните ребенку, что нельзя выдавать свои личные данные, такие как
домашний адрес, номер телефона и любую другую личную информацию,
например, номер школы, класс, любимое место прогулки, время возвращения
домой, место работы отца или матери и т.д.
5. Объясните своему ребенку, что в реальной жизни и в Интернете нет
разницы между неправильными и правильными поступками.
6. Научите ваших детей уважать собеседников в Интернете. Убедитесь, что
они понимают, что правила хорошего тона действуют одинаково в Интернете
и в реальной жизни.
7. Скажите им, что никогда не стоит встречаться с друзьями из Интернета.
Ведь люди могут оказаться совсем не теми, за кого себя выдают.
8. Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или
увидеть в интернет-пространстве – правда. Приучите их спрашивать о том,
в чем они не уверены.
9. Не забывайте контролировать детей в Интернете с помощью специального
программного обеспечения. Это поможет вам отфильтровывать вредоносное
содержание, выяснить, какие сайты на самом деле посещает ваш ребенок и
что он там делает.
Как научить детей отличать правду ото лжи в интернет-пространстве?
• Начните, когда ваш ребенок еще достаточно мал. Ведь сегодня даже
дошкольники уже успешно используют сеть Интернет, а значит нужно, как
можно раньше научить их отделять правду ото лжи.
Никто не будет контролировать, насколько правдива размещенная там
информация. Научите ребенка проверять все то, что он видит в Интернете.
Как это объяснить?
• Не забывайте спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Например,
начните с расспросов, для чего служит тот или иной сайт.
• Убедитесь, что ваш ребенок может самостоятельно проверить прочитанную
в Интернете информацию по другим источникам (по другим сайтам, газетам
или журналам). Приучите вашего ребенка советоваться с вами. Не
отмахивайтесь от их детских проблем.
• Поощряйте ваших детей использовать различные источники, такие как
библиотеки или подарите им энциклопедию на диске, например,
"Энциклопедию Кирилла и Мефодия" или Microsoft Encarta. Это поможет
научить вашего ребенка использовать сторонние источники информации.
• Научите ребенка пользоваться поиском в Интернете. Покажите, как
использовать различные поисковые машины для осуществления поиска.
• Объясните вашим детям, что такое расизм, фашизм, межнациональная и
религиозная вражда. Несмотря на то, что некоторые подобные материалы
можно заблокировать с помощью специальных программных фильтров, не стоит
надеяться на то, что вам удастся отфильтровать все подобные сайты.
Семейное соглашение о работе в Интернете.
Если ваши дети хотят посещать Интернет, вам следует выработать вместе с
ними соглашение по использованию Интернета. Учтите, что в нем вы должны
однозначно описать права и обязанности каждого члена вашей семьи. Не
забудьте четко сформулировать ответы на следующие вопросы:
• Какие сайты могут посещать ваши дети и что они могут там делать?
• Сколько времени дети могут проводить в Интернете?
• Что делать, если ваших детей что-то беспокоит при посещении Интернета?
• Как защитить личные данные?
• Как следить за безопасностью?
• Как вести себя вежливо?
• Как пользоваться чатами, группами новостей и службами мгновенных
сообщений?
Не забудьте, что формально составленное соглашение не будет выполняться!
Регулярно, по мере необходимости, вносите изменения в данное соглашение.
Не забывайте, что вы должны проверять выполнение соглашения вашими
детьми.
Научите вашего ребенка использовать службу мгновенных сообщений.
При использовании службы мгновенных сообщений напомните вашему ребенку
некоторые несложные правила безопасности:
• никогда не заполняйте графы, относящиеся к личным данным, ведь
просмотреть их может каждый;
• никогда не общайтесь в Интернете с незнакомыми людьми;
• регулярно проверяйте список контактов своих детей, чтобы убедиться,
что они знают всех, с кем они общаются;
• внимательно проверяйте запросы на включение в список новых друзей.
Помните, что в Интернете человек может оказаться не тем, за кого он себя
выдает;
• не следует использовать систему мгновенных сообщений для
распространения слухов или сплетен.
Родителям не стоит надеяться на тайную слежку за службами мгновенных
сообщений, которыми пользуются дети. Гораздо проще использовать
доброжелательные отношения с вашими детьми.
Может ли ваш ребенок стать интернет-зависимым?
Не забывайте, что Интернет это замечательное средство общения, особенно
для стеснительных, испытывающих сложности в общении детей. Ведь ни
возраст, ни внешность, ни физические данные здесь не имеют ни малейшего
значения. Однако этот путь ведет к формированию интернет-зависимости.
Осознать данную проблему весьма сложно до тех пор, пока она не
становится очень серьезной. Да и, кроме того, факт наличия такой болезни
как интернет-зависимость не всегда признается. Что же делать?
Советы по безопасности для детей разного возраста.
Как показали исследования, проводимые в сети Интернет, наиболее растущим
сегментом пользователей Интернета являются дошкольники.
В этом возрасте взрослые будут играть определяющую роль в обучении детей
безопасному использованию Интернета.
Что могут делать дети в возрасте 5–6 лет?
Для детей такого возраста характерен положительный взгляд на мир. Они
гордятся своим умением читать и считать, а также любят делиться своими
идеями.
Несмотря на то, что дети в этом возрасте очень способны в использовании
игр и работе с мышью, все же они сильно зависят от вас при поиске
детских сайтов. Как им помочь делать это безопасно?
• В таком возрасте желательно работать в Интернете только в присутствии
родителей.
• Обязательно объясните вашему ребенку, что общение в Интернет – это не
реальная жизнь, а своего рода игра. При этом постарайтесь направить его
усилия на познание мира.
• Добавьте детские сайты в раздел Избранное. Создайте там папку для
сайтов, которые посещают ваши дети.
• Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search
(http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM).
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как
дополнение к стандартному Родительскому контролю.
• Научите вашего ребенка никогда не выдавать в Интернете информацию о
себе и своей семье.
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах,
связанных с Интернетом.
Ваши дети растут, а, следовательно, меняются их интересы.
Возраст от 7 до 8 лет.
Как считают психологи, для детей этого возраста абсолютно естественно
желание выяснить, что они могут себе позволить делать без разрешения
родителей. В результате, находясь в Интернете ребенок будет пытаться
посетить те или иные сайты, а возможно и чаты, разрешение на посещение
которых он не получил бы от родителей.
Поэтому в данном возрасте особенно полезны будут те отчеты, которые вам
предоставит Родительский контроль или то, что вы сможете увидеть во
временных файлах интернет-папки: \Users\User\AppData\
Local\Microsoft\Windows\Temporary Internet Files (в операционной системе
Windows Vista).
В результате, у вашего ребенка не будет ощущения, что вы глядите ему
через плечо на экран, однако, вы будете по-прежнему знать, какие сайты
посещает ваш ребенок.
Стоит понимать, что дети в данном возрасте обладают сильным чувством
семьи, они доверчивы и не сомневаются в авторитетах. Дети этого возраста
любят играть в сетевые игры и путешествовать по Интернету. Вполне
возможно, что они используют электронную почту и могут заходить на сайты
и чаты, не рекомендованные родителями.
По поводу использования электронной почты хотелось бы заметить, что в
данном возрасте рекомендуется не разрешать иметь свой собственный
электронный почтовый ящик, а пользоваться семейным, чтобы родители могли
контролировать переписку. Помочь вам запретить ребенку использовать
внешние бесплатные ящики сможет такое программное обеспечение, как
Kaspersky Internet Security версии 7.0 со встроенным родительским
контролем.
Что можно посоветовать в плане безопасности в таком возрасте?
• Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей
и требуйте его выполнения.
• Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за
компьютером.
• Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому что вам это
хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы
ему помочь.
• Приучите детей, что они должны посещать только те сайты, которые вы
разрешили, т.е. создайте им так называемый "белый" список Интернета с
помощью средств Родительского контроля. Как это сделать, мы поговорим
позднее.
• Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате
под присмотром родителей.
• Используйте специальные детские поисковые машины, типа MSN Kids Search
(http://search.msn.com/kids/default.aspx?FORM=YCHM).
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как
дополнение к стандартному Родительскому контролю.
• Создайте семейный электронный ящик, чтобы не позволять детям иметь
собственные адреса.
• Блокируйте доступ к сайтам с бесплатными почтовыми ящиками с помощью
соответствующего ПО.
• Приучите детей советоваться с вами перед опубликованием какой-либо
информации средствами электронной почты, чатов, регистрационных форм и
профилей.
• Приучите детей не загружать файлы, программы или музыку без вашего
согласия.
• Используйте фильтры электронной почты для блокирования сообщений от
конкретных людей или содержащих определенные слова или фразы. Подробнее
о таких фильтрах http://www.microsoft.com/rus/athome/
security/email/fightspam.mspx.
• Не разрешайте детям использовать службы мгновенного обмена
сообщениями.
• В "белый" список сайтов, разрешенных для посещения, вносите только
сайты с хорошей репутацией.
• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, как если
бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
• Не делайте "табу" из вопросов половой жизни, так как в Интернете дети
могут легко наткнуться на порнографию или сайты "для взрослых".
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах,
связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что
они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или
тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
Возраст от 9–12 лет.
В данном возрасте дети, как правило, уже наслышаны о том, какая
информация существует в Интернет. Совершенно нормально, что они хотят
это увидеть, прочесть, услышать. При этом нужно помнить, что доступ к
нежелательным материалам можно легко заблокировать при помощи средств
Родительского контроля.
Советы по безопасности в этом возрасте.
• Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии детей
и требуйте его выполнения.
• Требуйте от вашего ребенка соблюдения временных норм нахождения за
компьютером.
• Покажите ребенку, что вы наблюдаете за ним не потому, что вам это
хочется, а потому что вы беспокоитесь о его безопасности и всегда готовы
ему помочь.
• Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей комнате
под присмотром родителей.
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как
дополнение к стандартному Родительскому контролю.
• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете.
• Настаивайте, чтобы дети никогда не соглашались на личные встречи с
друзьями по Интернету.
• Позволяйте детям заходить только на сайты из "белого" списка, который
создайте вместе с ними.
• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами
электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями,
регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в
Интернете.
• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните
им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное
программное обеспечение.
• Создайте вашему ребенку ограниченную учетную запись для работы на
компьютере.
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах,
связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что
они в безопасности, если сами рассказали вам о своих угрозах или
тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в подобных случаях.
• Расскажите детям о порнографии в Интернете.
• Настаивайте на том, чтобы дети предоставляли вам доступ к своей
электронной почте, чтобы вы убедились, что они не общаются с
незнакомцами.
• Объясните детям, что нельзя использовать сеть для хулиганства,
распространения сплетен или угроз.
13–17 лет.
В данном возрасте родителям часто уже весьма сложно контролировать своих
детей, так как об Интернете они уже знают значительно больше своих
родителей. Тем не менее, особенно важно строго соблюдать правила
интернет-безопасности – соглашение между родителями и детьми. Кроме
того, необходимо как можно чаще просматривать отчеты о деятельности
детей в Интернете. Следует обратить внимание на необходимость содержания
родительских паролей (паролей администраторов) в строгом секрете и
обратить внимание на строгость этих паролей.
В 13–17 лет подростки активно используют поисковые машины, пользуются
электронной почтой, службами мгновенного обмена сообщениями, скачивают
музыку и фильмы. Мальчикам больше по нраву сметать все ограничения, они
жаждут грубого юмора, азартных игр, картинок "для взрослых". Девочки
предпочитают общаться в чатах, при этом они гораздо боле чувствительны к
сексуальным домогательствам в Интернете.
Советы по безопасности в этом возрасте.
• Создайте список домашних правил посещения Интернета при участии
подростков и требуйте безусловного его выполнения. Укажите список
запрещенных сайтов ("черный список"), часы работы в Интернете,
руководство по общению в Интернете (в том числе в чатах).
• Компьютер с подключением к Интернету должен находиться в общей
комнате; часы работы в Интернете могут быть легко настроены при помощи
средств Родительского контроля.
• Не забывайте беседовать с детьми об их друзьях в Интернете, о том, чем
они заняты таким образом, будто речь идет о друзьях в реальной жизни.
Спрашивайте о людях, с которыми дети общаются посредством служб
мгновенного обмена сообщениями, чтобы убедиться, что эти люди им
знакомы.
• Используйте средства блокирования нежелательного контента как
дополнение к стандартному Родительскому контролю.
• Необходимо знать, какими чатами пользуются ваши дети. Поощряйте
использование модерируемых чатов и настаивайте, чтобы дети не общались в
приватном режиме.
• Настаивайте на том, чтобы дети никогда не встречались лично с друзьями
из Интернета.
• Приучите детей никогда не выдавать личную информацию средствами
электронной почты, чатов, систем мгновенного обмена сообщениями,
регистрационных форм, личных профилей и при регистрации на конкурсы в
Интернете.
• Приучите детей не загружать программы без вашего разрешения. Объясните
им, что они могут случайно загрузить вирусы или другое нежелательное
программное обеспечение.
• Приучите вашего ребенка сообщать вам о любых угрозах или тревогах,
связанных с Интернетом. Оставайтесь спокойными и напомните детям, что
они в безопасности, если сами рассказали вам, если сами рассказали вам о
своих угрозах или тревогах. Похвалите их и посоветуйте подойти еще раз в
подобных случаях.
• Расскажите детям о порнографии в Интернете.
• Помогите им защититься от спама. Научите подростков не выдавать в
Интернет своего электронного адреса, не отвечать на нежелательные письма
и использовать специальные почтовые фильтры.
• Приучите себя знакомиться с сайтами, которые посещают подростки.
• Объясните детям, что ни в коем случае нельзя использовать сеть для
хулиганства, распространения сплетен или угроз другим людям.
• Обсудите с подростками проблемы сетевых азартных игр и их возможный
риск. Напомните, что дети не могут играть в эти игры согласно закону.
Как проводить Родительский контроль над поведением детей в Интернете?
Обеспечивать родительский контроль в Интернете можно с помощью
различного программного обеспечения, например, Родительский контроль в
Windows Vista, средства Родительского контроля, встроенные в Kaspersky
Internet Security.
Памятка для родителей и педагогов по
безопасности работы детей в интернет-пространстве на разных возрастных
этапах.
Всё большее количество детей получает
возможность работать в Интернете. На сегодняшний день он предоставляет
огромное количество неконтролируемой информации. В связи с тем, что
возраст, в котором человек начинает работать с Интернетом, становится
все моложе, возникает проблема обеспечения безопасности детей. А кто им
может в этом помочь, если не их родители и взрослые? Следует понимать,
что подключаясь к сети Интернет, ваш ребенок встречается с целым рядом
угроз, о которых он может даже и не подозревать. Объяснить ему это
обязаны родители перед тем, как разрешить ему выход в Интернет.
Какие угрозы встречаются наиболее часто? Прежде всего, следующие:
- доступ к нежелательному содержимому. Ведь сегодня дела обстоят таким
образом, что любой ребенок, выходящий в Интернет, может просматривать
любые материалы. А это насилие, наркотики порнография, страницы
подталкивающие молодежь к самоубийствам, анорексии (отказ от приема пищи),
убийствам, страницы с националистической или откровенно фашистской
идеологией и многое-многое другое. Ведь все это доступно в Интернете без
ограничений. Часто бывает так, что просмотр этих страниц даже не зависит
от ребенка, ведь на многих сайтах отображаются всплывающие окна,
содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера;
- контакты с незнакомыми людьми с помощью чатов или электронной почты.
Все чаще и чаще злоумышленники используют эти каналы для того, чтобы
заставить детей выдать личную информацию. В других случаях это могут
быть педофилы, которые ищут новые жертвы. Выдавая себя за сверстника
жертвы, они могут выведывать личную информацию и искать личной встречи
(по материалам В.Ф. Безмалого).
Безопасность ребенка в Интернете
(Памятка родителям).
Современные дети значительно
отличаются от детей не только прошедшего столетия, но и последних
десятилетий. Теперь дети стали реже гулять, меньше общаться со
сверстниками, предпочитая виртуальных друзей. Привычные возгласы мам
"Опять на улицу собрался?!" сменились не меньшими по эмоциям "Опять в
Интернете сидишь?!". К сожалению, это реалии времени, с которыми
необходимо считаться. Интернет все больше вторгается в нашу жизнь. И
дети начинают с ним знакомство порой в очень раннем возрасте.
Виртуальное пространство – увлекательный мир, его возможности
безграничны. Но Сеть таит в себе много опасностей, неискушенное чадо
может быть очень легко обмануто, его доверие несложно завоевать
посредством Интернета даже при помощи обычной переписки. Этим, как
правило, и пользуются киберпреступники. Чтобы обезопасить юного
пользователя от возможных бед, надо провести подробный инструктаж перед
тем, как он начнет осваивать киберпространство.
Первое. Расскажите ребенку, что представляет собой
Интернет-пространство, чем полезен Интернет, что можно там найти
интересного и что негативного можно встретить. Лучше представить
виртуальную сеть как помощника в поиске информации или как средство
образования, а не как возможность для развлечений и удовольствий, чтобы
ребенок не просиживал все свободное время в сети, а правильно
распределял его по необходимости.
Второе. Договоритесь с ребенком, сколько времени он будет
проводить в сети. Для каждого возраста должно быть свое время – чем
старше ребенок, тем больше он может находиться в сети, но определенные
рамки все равно должны сохраняться. Десятилетнему ребенку достаточно и
30 минут. Можно создать список домашних правил пользования Интернетом,
где будет указан перечень сайтов, которые можно посещать, информация о
защите личных данных, этика поведения в сети и прочее.
Третье. Предупредите свое чадо о том, что в сети он может
столкнуться с запрещенной информацией и злоумышленниками. Речь идет о
насилии, наркотиках, порнографии, страницах с националистической или
откровенно фашистской идеологией. Ведь все это доступно в Интернете без
ограничений. Часто случается так, что просмотр подобной информации даже
не зависит от ребенка – на многих сайтах отображаются всплывающие окна,
содержащие любую информацию, чаще всего порнографического характера. При
столкновении с негативным контентом ребенок обязательно должен
рассказать об этом родителям.
Четвертое. Приучите детей к конфиденциальности. Если на сайте
необходимо, чтобы ребенок ввел имя, помогите ему придумать псевдоним, не
раскрывающий никакой личной информации. Расскажите детям о том, что
нельзя сообщать какую-либо информацию о своей семье – делиться
проблемами, рассказывать о членах семьи, о материальном состоянии,
сообщать адрес.
Пятое. Беседуйте с детьми об их виртуальных друзьях и о том, чем
они занимаются так, как если бы речь шла о друзьях в реальной жизни.
Часто педофилы регистрируются на детских сайтах, вступают в переписку с
ребенком, общаются длительное время - все это для определенной цели
–завоевать доверие ребенка и добиться встречи с ним. Каковы могут быть
последствия встречи, догадаться несложно. Приучите детей рассказывать о
встречах в реальной жизни. Если ребенок хочет встретиться с другом, он
обязательно должен сообщить об этом взрослым.
Шестое. Расскажите о мошенничествах в сети - розыгрышах,
лотереях, тестах, чтобы ребенок никогда, без ведома взрослых, не
отправлял СМС, чтобы узнать какую-либо информацию из Интернета.
Седьмое. Объясните детям, что никогда не следует отвечать на
мгновенные сообщения или письма по электронной почте, поступившие от
незнакомцев. Если ребенка что-то пугает, настораживает или кто-то
угрожает в переписке, в письме, он обязательно должен сообщить об этом
взрослым.
Ознакомьте ваше чадо с этими простыми правилами, и он будет иметь
представление о том, с чем может столкнуться в Интернете, и будет знать,
как вести себя в этом случае. Если ребенок будет вам доверять и
рассказывать все, что впечатлило его в сети, с кем он познакомился, вы
сможете избежать очень серьезных бед, таких как похищение ребенка
посредством сети и сексуальная эксплуатация детей. Но не переборщите –
не надо запугивать ребенка Интернетом, говорить, что это очень опасная и
страшная штука, но ей надо уметь пользоваться. Ребенок должен усвоить
мысль, что Интернет – это друг, и если правильно с ним «дружить», можно
извлечь из этого очень много пользы. А правильно «дружить» с ним научить
может только взрослый. Так что все карты вам в руки.
О Федеральном государственном
стандарте начального общего образования.
Уважаемые родители!
С 1 сентября 2011 года все
образовательные учреждения России переходят на новый Федеральный
государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС
НОО).
Что такое Федеральный государственный
стандарт начального общего образования?
Федеральные государственные стандарты
устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием
Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность
требований, обязательных при реализации основных образовательных
программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными
учреждениями, имеющими государственную аккредитацию». С официальным
приказом о введении в действие ФГОС НОО и текстом Стандарта можно
познакомиться на сайте Минобрнауки России: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m373.html.
Материалы по ФГОС НОО размещены на сайте
http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=223.
Какие требования выдвигает новый ФГОС
НОО?
Стандарт выдвигает три группы
требований: - требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования; - требования к структуре основной
образовательной программы начального общего образования;
- требования к условиям реализации
основной образовательной программы начального общего образования.
Что является отличительной
особенностью нового Стандарта?
Отличительной особенностью нового
стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью
развитие личности учащегося. Система образования отказывается от
традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и
навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности,
которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.
Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных,
метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового
стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД
понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные
действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа
формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в
контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой
программы в комплексе Основной образовательной программы начального
общего образования задает деятельностный подход в образовательном
процессе начальной школы. Важным элементом формирования
универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего
образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка
младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ)
и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность).
Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред
указывается как наиболее естественный способ формирования УУД включена
подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация
программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения
нового образовательного стандарта. Какие требования к результатам
обучающимся устанавливает Стандарт? Стандарт устанавливает требования к
результатам обучающихся, осоивших основную образовательную программу
начального общего образования: · личностным, включающим готовность и
способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к
обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся,
отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции,
личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности; ·
метапредметным, включающим освоение обучающимися универсальные учебные
действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные),
обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу
умения учиться, и межпредметными понятиями. · предметным, включающим
освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт
специфической для данной предметной области деятельности по получению
нового знания, его преобразованию и применению, а также систему
основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной
научной картины мира. Предметные результаты сгруппированы по
предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются
в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных
требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение
этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода
его на следующую ступень образования. Пример: Выпускник научится
самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник
получит возможность научиться создавать текст по предложенному
заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно,
изучив программы учебных предметов, представленные в основной
образовательной программе.
Что изучается с использованием ИКТ?
Отличительной особенностью начала
обучения является то, что наряду с традиционным письмом ребенок сразу
начинает осваивать клавиатурный набор текста. Сегодня многие родители,
постоянно использующие компьютер в профессиональной и личной жизни
понимают его возможности для создания и редактирования текстов, поэтому
должны понимать важность включения этого компонента в образовательный
процесс наравне с традиционным письмом. Изучение окружающего мира
предполагает не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и
опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового
микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты
фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде.
Изучение искусства предполагает изучение современных видов искусства
наравне с традиционными. В частности, цифровой фотографии, видеофильма,
мультипликации. В контексте изучения всех предметов должны широко
использоваться различные источники информации, в том числе, в доступном
Интернете.
В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ
являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики
обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся
друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих
интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья»,
совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески
стимулировать детей к этой работе. Интегрированный подход к обучению,
применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное
использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках
по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над
текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего
мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой
деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины
природы, природные явления и т.п.
Что такое
информационно-образовательная среда?
Требования к
информационно-образовательной среде (ИС) являются составной частью
Стандарта. ИС должна обеспечивать возможности для информатизации работы
любого учителя и учащегося. Через ИС учащиеся имеют контролируемый
доступ к образовательным ресурсам и Интернету, могут взаимодействовать
дистанционно, в том числе и во внеурочное время. Родители должны видеть
в ИС качественные результаты обучения своих детей и оценку учителя.
Что такое внеурочная деятельность,
каковы ее особенности?
Стандарт предполагает реализацию в
образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,
общеинтеллектуальное, общекультурное). Содержание занятий должно
формироваться с учетом пожеланий обучающихся и их родителей (законных
представителей). Во внеурочную деятельность могут
входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия),
индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими
психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе –
индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной
речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе –
дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции,
круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества,
олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
Содержание внеурочной деятельности должно быть отражено в основной
образовательной программе образовательного учреждения. Время, отведенное
на внеурочную деятельность не входит в предельно допустимую нагрузку
обучающихся. Чередование урочной и внеурочной деятельности определяется
образовательным учреждением и согласуется с родителями обучающихся.
Когда образовательные учреждения
переходят на новый Стандарт начального образования?
Переход на новый Стандарт проходит
поэтапно. В 2010/2011 учебном году Стандарт вводится в 1-х классах
пилотных школ . С 1 сентября 2011 года во всех образовательных
учреждениях РФ (1 класс) введение Стандарта является обязательным.
Обращаем ваше внимание на то, что каждое образовательное учреждение
самостоятельно определяет режим работы (5-дневная или 6-дневная учебная
неделя). Продолжительность уроков в начальной школе: в 1 классе – 35
минут (при невозможности организовать специальное расписание звонков для
1 класса, активная фаза урока продолжается не более 35 минут); во 2-4
классах – 40-45 минут (по решению общеобразовательного учреждения).
Продолжительность учебного года: в 1 классе – 33 учебные недели; во 2-4
классах – 34 учебные недели. Продолжительность каникул в течение
учебного года не менее 30 календарных дней. В первых классах
устанавливаются дополнительные недельные каникулы (в феврале). Общий
объем нагрузки и объем аудиторной нагрузки для учащихся определяется
учебным планом образовательного учреждения, который предусматривает:
обязательные учебные занятия, объемом 20 часов в неделю; внеурочную
деятельность младших школьников, на которую отводится 10 часов в неделю.
|